Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Нормативное обеспечение1
Федеральный уровень:
- Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 23.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный уровень:
- Приказ департамент образования и молодежной политики Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ департамент образования и молодежной политики Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 20.09.2021 № 10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»
Муниципальный уровень:
- Приказ департамента образования администрации города Нижневартовска от 17.09.2021 № 706 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год»
- Приказ департамента образования администрации города Нижневартовска от 30.12.2021 №1122 «О внесении изменения в приказ департамента образования администрации города от 17.09.2021 № 706 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год»
Институциональный уровень:
1. Приказ от 29.10.2021№ ___О реализации комплекса мер по формированию функциональной грамотности в МБОУ СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2021 - 2022 учебном году»
2.Приказ от 28.02.2021 № 161 «Об организации внедрения в образовательную деятельность банка заданий для оценки функциональной грамотности»
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ - открыть ( № 3)
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности - открыть (ссылка готова)
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач- открыть (№ 4)
- Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" – открыть (№ 5)
- Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" – открыть ( №6)
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Информационные ресурсы
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Электронный банк заданий по читательской грамотности
- Электронный банк заданий по математической грамотности
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
- Электронный банк заданий по креативному мышлению
- Примеры заданий по математической грамотности
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Предлагаем материалы для обучающихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:
- Уроки формирования функциональной грамотности (№ 7)
- Читательская грамотность(№ 8)
- Компетенции 4К формирование и оценка на уроках(№9)
- Что-значит-быть-грамотным(№10)
- Математическая грамотность(№11)
- Естественно - научная грамотность(№ 12)
Ссылки на полезные ресурсы: