Развитие Наставничества
Содержание
Сопроводительные материалы
Комплект материалов по развитию Наставничества предназначен для сопровождения процесса и документирования программ по развитию целевой модели Наставничества на всех этапах ее реализации.
Первый этап — подготовительный
Цель этапа
На подготовительном этапе проводится анкетирование в целях выявления запросов, обучающихся и молодых (вновь прибывших) специалистов для определения потребностей и запросов потенциальных наставляемых, выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников и определения наставнических пар.
Образцы документов для оформления
- Анкета для выявления запросов обучающихся
- Анкета для выявления запросов молодых специалистов
- Анкета наставника-учителя
Второй этап — формирование баз наставников и наставляемых
Цель этапа
На этапе сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и молодых (вновь прибывших) специалистов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. Формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для создания наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедряемой Целевой модели наставничества.
Образцы документов для оформления
- База наставников (обучающихся)
- База наставников (учителя)
- База наставников (работодатель)
- База наставляемых (обучающихся)
- База наставляемых (учителя)
Третий этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар
Цель этапа
На этапе реализации программы в целях координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар используется дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пар.
Образцы документов для оформления
Четвертый этап — мониторинг удовлетворенности участием в реализации программ наставничества
Цель этапа
На данном этапе осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программах наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программ (при необходимости).
Образцы документов для оформления
Пятый этап — завершение реализации программы наставничества
Цель этапа
На этапе завершения реализации программ наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы (проектной команды) производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программ потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ
Образцы документов для оформления
Нормативное обеспечение
Федеральный уровень
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, общероссийского Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.01.2020 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
- Письмо от 21.12.2021 Общероссийского Профсоюза образования № 657 и Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08 о направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях для учета и использования в работе (Приложение на 60 л.).
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. – Москва: Минпросвещения России – Общероссийский Профсоюз образования, 2021. – 20 с. (Приложение на 40л. «Методические рекомендации для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников», приложения 1-2 Дорожная карта, Положение).
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций». Приложение 1-2 Целевая модель наставничества, Методические рекомендации.
- Распоряжение Правительства Российской федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 года) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».
- Письмо Общероссийского Профсоюза образования № НТ-944/08 от 11 июля 2016 года, и Министерства образования и науки Российской Федерации № 326 от 11 июля 2016 года «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Указ президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника"
- Приказ от 19.04.22 г. № 202-0 "Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях ХМАО-Югры"
- Приказ от 25.03.22 №10-П-411 "О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в обр. организациях ХМАО – Югры"
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.03.2022 года №10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2020г. № 10-П-1792 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.07.2021 № 10-П-1000 «Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамента и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.11.2019 г. № 1533 "Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника"
- Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 19 апреля 2022 г. № 202-о «Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», с изменениями от 13 мая 2022 № 259-о
- Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 21 апреля 2022 г. № 212-о «Об информационно и организационно-методическом сопровождении общеобразовательных организаций Югры, в части вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения учителей в возрасте до 35 лет в первые три года работы, процесса внедрения наставничества педагогических в общеобразовательных организациях Югры»
- Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 16 мая 2022 г. № 261-о «О проведении первичного мониторинга «Внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, и образовательных программ среднего профессионального образования».
- Приказ АУ «Институт развития образования» от 19.04.2022 года №202-о «Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»
- Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.03.2022 года №10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамента и молодежной политики ХМАО-Югры от 25.11.2019 г. № 1533 "Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника"
Муниципальный уровень
Приказ департамента образования администрации города Нижневартовска от 30.03.2022 № 237 "О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования"
Институциональный уровень
Проект "Инновации в системе наставничества – фактор УСПЕХА педагога" (по внедрению целевой модели наставничества педагогического работника)
Методические рекомендации
- Виртуальная площадка по сопровождению молодых педагогов
- Наставничество (документы)
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
- Приложение 1 "Дополнительные материалы для куратора"
- Приложение 2 "Материалы для проведения мониторинга оценки эффективности программы наставничества"
- Формы наставничества